четверг, 4 мая 2017 г.

Почему мы переплачиваем за продукты в несколько раз

Почему мы переплачиваем за продукты в несколько раз
Почему мы переплачиваем за продукты в несколько раз
Пока поставщики и торговые сети выясняют отношения, рядовые покупатели переплачивают в разы. Сенатор Сергей Лисовский недавно предложил странный законопроект. Мол, нужно запретить гипермаркетам работать по ночам и в воскресенье. Люди возмутились: а когда еще ездить за продуктами и закупаться на неделю вперед? Однако сенатор настроен решительно: деятельность крупных сетей пора ограничить, иначе они монополизируют торговлю. «КП» выяснила, чем это грозит и так ли велика опасность.

НАЦЕНКА - 252%

Чем меньше магазинов, тем меньше конкуренция и выше цены. На торговые сети уже приходится более 70% всех продаж по стране. И своим положением они начинают активно пользоваться...


- Наценка в сетях составляет от 80 до 252%, - ошарашила на парламентских слушаниях в Совете Федерации Эльвира Агурбаш, вице-президент фирмы «Мортадель» (производит мясо, колбасу, сосиски). - При этом 90% продукции я отгружаю со скидкой в 40 - 50%. Таковы условия договора. Но пусть тогда и розничную цену меняют. Чтобы скидка шла в карман народу, а не магазину.

Наценка в 252% означает, что производитель отдал сети свой товар за 100 рублей, а на прилавке он стоит 352 рубля. Неплохой бизнес, не правда ли?!

После выступления Эльвиры Агурбаш одна из торговых сетей разорвала контракт с ее фирмой. Мол, за раскрытие коммерческой информации. Почти все опрошенные нами поставщики отказались упоминать свои имена и названия компаний. Зато рассказали все как есть. По их мнению, будь сети не такими жадными, цены там могли быть ниже в разы...


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

- По данным Росстата, за последние 10 лет средняя торговая наценка не превышала 27%, - приводит статистику Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). - Розница заинтересована в притоке покупателей. Ряд продуктов сети даже продают с дисконтом, чтобы не залеживались. Особенно это касается базовых товаров: яиц, мяса птицы, овощей, бакалеи. Конечно, есть товары с наценкой 100% и более, например, элитный алкоголь, дорогие сыры и так далее. За счет более дорогих товаров ретейл субсидирует продукты «социальной корзины».

ЗАБИРАЙ - НЕ ПРОДАЛОСЬ

- Номинальная торговая наценка составляет чуть больше 20%, но реальная, с учетом всех штрафов, достигает тех самых 100 и более процентов, - поясняет Сергей Лисовский.


Это как с кредитами: есть номинальная ставка, а есть реальная, включающая все комиссии.

Самое кабальное условие сетей - возвраты. Видели эти битком набитые полки в супермаркетах? Представляете, сколько продуктов списываются по истечении срока годности? А сети от этого не теряют ни рубля! Все риски несет поставщик. Он обязан нераспроданный товар забрать. Только хлебники теряют из-за этого 60 млрд. рублей в год.

- Бывало, 80% товара приходилось забирать, - признается Геннадий К., владелец пекарни в Подмосковье. - Поэтому мы с сетями больше не работаем. Замучились с возвратами. Да еще и тараканов привезли из какого-то магазина...


Чем плохи возвраты для нас, покупателей? Допустим, купил мелкий продавец на оптовом рынке помидоры. Их надо сбыть максимум за несколько дней. Иначе испортятся. Выгоднее продать дешевле, но всю партию. У сетей такой жесткой мотивации нет.

По этой же причине, кстати, супермаркеты в отличие от мелких пекарен почти никогда не делают вечерних скидок на хлеб. Если возвраты запретят или убытки повесят на сети, то такой стимул появится.


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

- Если ретейлер хочет, чтобы у него круглосуточно был в наличии хлеб, то возвраты неизбежны, - говорит Николай Власенко, экс-владелец сети «Виктория». - Если запретить, то сеть будет заказывать меньше, сократится ассортимент. Завод потеряет. Да и вы придете вечером, а полки пустые. Хорошо, когда всего с избытком. Но это издержки - и они должны на кого-то лечь. Их так или иначе заложат в цену. Утилизация у хлебозавода эффективнее. Он может хлеб превращать в сухари, кулинарную крошку. С завода машины регулярно приезжают, могут на обратном пути возврат захватить. Им удобнее.

ШТРАФУЮТ ЗА ВСЕ

Поставщики говорят: с сетями работаешь в состоянии постоянного стресса. В договоре прописано: сеть может заказать партию вплоть до 6 вечера. И рано утром на следующий день товар уже должен быть на складе. Не будет - получай штраф.

- Хочешь продавать свой товар в сети, вставай на колени, - говорит Андрей П. - Они абсолютно все риски перекладывают на поставщиков. Например, должен ты по договору каждый месяц отгружать 200 тонн. Просрочил поставку - миллионный штраф. А если себестоимость производства выросла. Повысить отпускную цену или отказаться от выполнения контракта не может. Будет себе в убыток поставлять, потому что штрафы платить дороже. Свежий пример: фуры из-за «Платона» бастуют - у производителей контракты горят, бизнес рушится.


- За недопоставку ящика яблок одна из сетей выставила 250 тысяч рублей штрафа, - добавляет Лисовский.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

В розничных сетях свою политику объясняют так. Нужно, чтобы полки ломились от различной продукции. Иначе уйдет клиент. А штрафы - хороший способ дисциплинировать поставщиков.

БОНУС В СТИЛЕ РЕТРО

Самый интересный инструмент - ретробонус.

- Суть его такая, - объясняет Андрей П. - Если поставщик предлагает товар, а сеть сомневается, брать или нет, то поставщик может предложить бонус. Например, продал магазин 10 тысяч тонн - с каждого килограмма получает от поставщика по рублю. Через бухгалтерию или на руки. В пределах 5%.


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

- Вот производитель говорит: у меня есть новый сок, - объясняет Николай Власенко. - Сеть: а зачем, у нас есть апельсиновый, хорошо продается. Но производитель даже деньгами готов поддержать новинку. И всем выгодно. Ретробонус помогает расширять линейку товаров.

А ДЕНЕЖКИ ПОТОМ

«Сначала - деньги, потом - стулья». Обычная сделка выглядит именно так. Но у торговых сетей все наоборот. Стандартная практика - платить за поставленный товар через месяц, а то и через два-три.

- Иногда приходилось и по полгода ждать, - говорит дистрибьютор Андрей П. - Не платят - и все. И судиться с ними бесполезно.

Что такое отсрочка? По сути, это беспроцентный кредит, который поставщики выдают торговой сети. Получается, производитель закупил сырье, произвел продукт, отгрузил его магазину, а деньги получит через месяц, а то и три. Ему нужны оборотные средства про запас, но сеть, получив прибыль от продажи товара, крутит деньги поставщика. В ответ на претензии говорят: хотите, чтобы ваш товар стоял у нас, принимайте наши условия.


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

- Отсрочки платежей установлены законом «О торговле» и для разных групп товаров составляют от 8 до 40 дней, - говорит Илья Ломакин-Румянцев.

ВМЕСТО ВЫВОДА

Народ любит гипермаркеты. Можно все купить в одном месте. И дешевле, чем в маленьком магазинчике. Но доля сетей стремительно растет. Дойдут до 90% - искушение поднять цены будет непреодолимым, предупреждает Лисовский. Есть перспективы и похуже.

- Крупные сети опускают цены, чтобы разорить маленькие магазины, - говорит Эльвира Агурбаш. - И убивают производителей. Нам пришлось уволить 600 человек. Мы сократили налоговые отчисления в четыре раза. А иной производитель и так концы с концами еле сводит, а его еще и штрафом добьют. В итоге сеть вынуждает продать бизнес за копейки. Когда захватят всю цепочку от производства до реализации, мы заплатим втридорога. Торговля - локомотив экономики, но торговые сети - ее тормоз.

Законопроект Совфеда призван ограничить свободу торгсетей.


- Надо запретить возврат, - поддерживает пекарь Геннадий.

Представители сетей в ответ пугают дефицитом. Мол, если брать товара впритык, чтобы не оставалось излишков, то вечером кому-то не достанется батона к ужину.

Наверное, баланс можно найти. Рынок - это хорошо, а дикий капитализм и монополизация - плохо.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Зачем же производители так стремятся в сети?

А потому что сеть закупает огромные объемы. Попал туда - обеспечил сбыт надолго. А магазинчики - удел мелких поставщиков.

Источник: http://www.kp.ru/daily/26675.4/3696998/

0 коммент.:

Отправить комментарий