воскресенье, 14 июня 2015 г.

Новые технологии на деньги госбюджета. Элон Маск, Tesla, SolarCity и SpaceX


Свободный рынок на деньги госбюджета. Государственный частник или частное государство? В конце двадцатого, в начале двадцать первого века начала таять иллюзия (или имитация) независимости частного рынка от государства. И все более неубедительным становится тезис о том, что именно частная инициатива, а не государство двигает научно-технический прогресс.

Как государство оказывает прямую помощь и поддержку “частной инициативе”?

Так предприниматель Элон Маск построил состояние многомиллиардных компаний, которые делают электрические автомобили, продают солнечные панели и запускают ракеты в космос.
 Он построил эти компании с помощью миллиардов в правительственных субсидий.

Растущая империя Элон Маска подпитывается $ 4,9 млрд государственных субсидий.
Гранты, субсидии, льготы

Критики Маска говорят, что он просто удачно нашёл способ монетизации своих проектов. «Он определённо следует за государственными деньгами, — говорит Дэн Долев из Jefferies Equity Research. — Это хорошая стратегия, но однажды государство может перекрыть финансирование».

К примеру, американское правительство субсидирует 30 % стоимости создания солнечных батарей SolarCity за счёт налоговых льгот и субсидий. Компания отчиталась о получении гранта почти в полмиллиарда долларов из федерального казначейства США.

Опти-Money

Штат Нью-Йорк выделил 750 миллионов долларов на строительство фабрики по производству солнечных панелей в Буффало. SolarCity будет арендовать её за доллар в год и сможет десять лет не платить налоги. Чиновники верят в проект и считают, что новая фабрика на месте закрытой сталелитейной сможет создать 3 тысячи рабочих мест.

SpaceX получил контракты от NASA и ВВС США на 5,5 миллиарда долларов, несмотря на то что сохранить разгонный блок ракеты-носителя для последующего использования пока не удалось.

Штат Невада помогает Tesla в строительстве завода для производства батарей, помощь оценивается 1,3 миллиарда долларов. Правительство также предоставляет налоговые вычеты покупателям электрокаров в Калифорнии.

Недавно Маск объявил о запуске нового проекта: Tesla Energy займётся выпуском аккумуляторных батарей для дома и бизнеса, которые будут подзаряжаться днём и отдавать энергию в тёмное время суток. Стоя на сцене, предприниматель под торжественную музыку рассказывал о том, как эти батареи смогут изменить потребление электричества. Но он не упомянул о том, что Tesla уже договорилась с правительством штата Калифорния о предоставлении 126 миллионов долларов субсидий для этого проекта.

Самого Маска подобные подсчёты сумм господдержки раздражают. Он говорит, что эти гранты были доступны всем, кто захотел бы на них претендовать. Разработки новых технологий довольно долго могут приносить предпринимателям одни лишь убытки — неплохо, если они могут получить помощь при создании полезных для всех проектов.

Tesla и SolarCity продолжают сообщать чистые убытки после десяти лет в бизнесе, но запасы обеих компаний взлетели на их потенциал; Акций мускуса в одиночку фирм стоит около $ 10 млрд. (SpaceX, частная компания, не публично сообщить финансовые показатели).

Нетология

Но можно взглянуть шире: продукты компании, включая пресловутый iPhone, по уши в технологиях, разработанных за счёт американского государства. Интернет, как все помнят, появился из того, что после запуска СССР первого спутника Земли американские военные внезапно поняли, что ядерные боеголовки могут прилететь в любое время — и для защиты нужна надёжная сетевая система передачи информации. Дальше шло по накатанной: Управление перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA) и т. д. GPS — чисто военная разработка. Тачскрины? — Гранты Отдела научных исследованийВоенно-воздушных сил и Военно-морского флота США. Siri? — Прямое использовании Apple (которая этого и не скрывала) CALO, технологии, созданной на деньги той же DARPA.

И если бы только iPhone… Правительственные Национальные институты здравоохранения США в год тратят примерно $30 млрд на новые лекарства и биотехнологические исследования; три четверти финансирования, идущего на создание новых лекарств в Штатах, — это их деньги.

Google? Сергей Брин, ещё будучи студентом Стэнфорда, работал по программе Digital Library Initiative Национального научного фонда при правительстве США. Как и Ларри Пейдж, конечно. Именно тогда был создан прототип PageRank. Да что там, первый адрес «Гугла», как помнит старшее поколение, был google.stanford.edu, а вовсе не google.com.

Идём дальше. Кто главный инвестор в «зелёную» энергетику в Германии? — Банк Kreditanstalt für Wiederaufbau, полностью государственный. В КНР? — Госбанки. В Бразилии? — Госбанки. К слову, те же Германия и КНР — нынешниелидеры рынка альтернативной энергетики.

Конечно, можно возразить: SpaceX, Tesla Motors… Ракета Falcon 1 была создана без участия госсредств, хотя потом государство расщедрилось на заказы. Но стоит заметить, что речь здесь идёт не столько об инновациях, сколько об инженерных задачах: РН SpaceX пока сравнительно близки к обычным, да и электромобилям уже больше 100 лет. Дело скорее в том, как эти идеи были использованы в конкретных конструкциях: компания г-на Маска действительно делает ракеты дешевле любых других американских, а Tesla Motors по продажам в Калифорнии уже побила Buick, Cadillac, Chrysler, Fiat, Jaguar, Land Rover, Lincoln, Mitsubishi, Porsche и Volvo. Но пока тут нет принципиально новых технологий: как и в случае подлодок XXI серии, просто удалось смешать уже имевшиеся компоненты в самой удачной пропорции.

003

А вот чтобы создать что-то, что не готово сразу идти на рынок, но однажды сможет устроить индустриальную революцию, нужен помощник, и пока нет никого лучше государства. Даже если это США, выставляемые иными российскими идеалистами едва ли не иконой либертарианства.

Мариана Маццукато (Mariana Mazzucato), экономист из Сассекского университета (Великобритания), уверена: с реальным сектором в смысле инноваций происходит то же самое, что случилось с финансовым сектором несколько лет назад. А именно приватизация прибылей и национализация рисков. Причём вполне лобовые: та же Apple держит в офшорах более $100 млрд, то есть две трети своих денег. Итог: соответствующий комитет Сената США обвиняет компанию в уклонении от налогов на $44 млрд за последние четыре года.

Вот только доказать это в суде не получится: Apple действовала через лазейки в законодательстве, а потому формально невинна. В Google, конечно, публика не глупее: вспомним ирландские «промежуточные» компании, после которых деньги уходят на Бермуды. При этом вложения в НИОКР у частных штатовских фирм планомерно снижаются весь XXI век, а доля государства в этом процессе растёт.

Частный космос на деньги и технологии Государства. Или американская пропаганда “свободного рынка”

«Ме́рлин» (англ. Merlin) — жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) компании SpaceX, США. Предназначен для использования на ракетах семейства «Фалькон». РН «Фалькон 9» использует этот двигатель на первой и второй ступенях, «Фалькон 1» использует один «Мерлин» на первой ступени, один из проектов SpaceX — РН «Фалькон 1e»должна использовать его также на первой ступени. В самом мощном проекте SpaceX — РН «Фалькон Хэви» — предполагается использование 28-ми двигателей Мерлин на всех ступенях. ЖРД «Мерлин» открытого цикла. В качестве горючего используется керосин, окислителем является жидкий кислород. Двигатель предполагается использовать повторно после приводнения и спасения отработавшей ступени в море.


Штифтовая форсунка была использована впервые в программе «Аполлон» НАСА на двигателе посадочной ступенилунного модуля, который являлся одним из наиболее критических сегментов этой программы. Аналогичная используется в камере сгорания «Мерлина». Компоненты топлива подаются через расположенный на одной оси турбонасос с двойной крыльчаткой. Насос также подаёт керосин под высоким давлением для гидравлической системы управления, который затем сбрасывается в канал низкого давления. Это исключает необходимость отдельной гидравлической системы для управления вектором тяги и гарантирует ее функционирование в течение всего времени работы ЖРД «Мерлин».

Сотрудничество с компанией SpaceX может оказаться, по крайней мере, менее затратным вариантом ввиду меньшей стоимости запуска ракеты-носителя.
 Что же касается сдачи 39A в аренду, то SpaceX получает в свое распоряжение полностью готовый к работе стартовый комплекс. Это все равно дешевле, нежели строительство столь сложного объекта с нуля.

NASA выделило компании-разработчику $440 млн. дальнейшего развития проекта.
Частная компания такая частная

Без государства частные компании могут только в салюты
 “Фэлкон-9″ (Falcon 9) – многоразовая двухступенчатая ракета-носитель семейства Falcon. Разработана частной калифорнийской компанией SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation), основанной миллиардером Элоном Маском, заработавшем свое состояние на продаже созданной им платежной системы PayPal.
 Компания ведет разработку космических систем с начала 1990-х гг. В деле освоения космоса SpaceX помогали перешедшие из NASA, Boeing и Lockheed Martin специалисты. При этом в их распоряжении оказались готовые образцы двигателей для лунной программы NASA 1960-1970-х гг. Для силовой установки ракеты-носителя за основу был взят старый проверенный ракетный двигатель от посадочной лунной ступени.

В начале 2007 с тихоокеанского острова Омелек был осуществлен старт первой в мире частной ракеты Falcon 1. По заявлениям представителей компании, стоимость частного запуска в два-четыре раза ниже, чем предлагают крупные государственные корпорации. Из-за чего приход сторонних фирм в космическую отрасль способен взорвать рынок космических услуг. Однако не все разделяют оптимизм частников. Первые запуски Falcon 1 оказались неудачными, и появление на рынке дешевых ракет вызовет серьезные вопросы к их безопасности. Американская компания SpaceX, основанная миллиардером Элоном Маском, ведет разработку космических систем с начала 90-х. В деле освоения космоса SpaceX помогали перешедшие из NASA, Boeing и Lockheed Martin специалисты. При этом в их распоряжении оказались готовые образцы двигателей для лунной программы NASA 60—70-х.

Ренессанс Кредит RU

Раздобыли они их на свалке… После лунной программы США в запасниках NASA остались тысячи запчастей, которые распродаются вот уже 35 лет. В окрестностях Лос-Анджелеса находится полигон космических отходов Norton Sales, являющийся главным продавцом такого оборудования. К примеру, за двигатель J-2 от гиганта Saturn V просят всего 500 тыс. долл. Продавцы уверяют, что двигатель не был в употреблении и готов к применению в любое время. Для главной силовой установки Falcon 1 за основу был взят старый проверенный ракетный двигатель от посадочной лунной ступени. На полигоне Norton Sales он продается за 1,5 млн долл. Немного усовершенствовав конструкцию, инженеры SpaceX подогнали его для первой ступени ракеты.

Первый полет готовой ракеты состоялся в марте 2006 года. Правда, закончился он неудачей. Через минуту после старта Falcon 1 рухнула в Тихий океан. Просмотр отснятых пленок, фиксирующих момент старта и иную информацию, показал, что причиной катастрофы стала утечка топлива из бака первой ступени. На 25-й секунде двигатель вспыхнул, пожар стал распространяться по всей топливной системе, и автоматика отключила работу силовой установки. Эту неудачу Элон Маск оценил философски и заявил, что крушение Falcon 1 позволит инженерам еще больше увеличить ее надежность. Ведь до момента аварии вся аппаратура и двигатель работали безупречно, и она шла с отклонением от заданной траектории не более чем на 0,2 градуса, что свидетельствует о работоспособности остальных систем ракеты. Правда, его слова не оценили владельцы спутника, который предприимчивый бизнесмен уже во время первого испытательного пуска предложил вывести в космос. Аппарат FalconSat 2 был построен студентами американской академии ВВС.

Неудача не разрушила оптимизма компании. Едва ли за всю историю космических пусков существовали ракетоносители, которые с первого раза взлетали на орбиту. В космонавтике есть даже поверье, что если все сразу идет хорошо, то это плохая примета. Почти год ушел у SpaceX на устранение технических проблем. На март этого года был назначен второй пуск. На этот раз Falcon 1 без проблем оторвалась от стартового стола, первая ступень отработала без проблем, нормально прошли разделение ступеней, сброс головного обтекателя и запуск двигателя второй ступени.

Источник: http://insiderblogs.info/novye-tekhnologii-na-dengi-gosbyudzhet/

0 коммент.:

Отправить комментарий