четверг, 25 июня 2015 г.

Денег нет! В России закончилась эра экономического популизма

Денег нет! В России закончилась эра экономического популизма
Денег нет! В России закончилась эра экономического популизма
Премьер-министр Дмитрий Медведев в четверг утвердил проект федерального бюджета на следующий год. Эта новость, которая еще в прошлом году считалась достаточно рутинной, сегодня, в условиях экономической нестабильности, становится одной из самых актуальных. Государственная казна из-за падения цен на нефть опустела, и теперь запланированное сокращение расходов будет болезненным не только для государства: в первую очередь секвестру подвергнутся социалка и расходы на оборону.

Не по карману

Сокращение бюджетных расходов — самое неприятное для любого правительства. Еще неприятнее, что сокращать их правительству Дмитрия Медведева теперь приходится не только из-за падения мировых цен на нефть, но и, назовем вещи своими именами, из-за финансового популизма, имевшего место в предыдущие годы. Начнем все же с нефтяных цен.

По оценкам Министерства финансов, при стабилизации мировых цен на «черное золото» на нынешнем уровне, государственный бюджет в ближайшие три года недополучит порядка четырех триллионов рублей. Чтобы уяснить масштаб этой суммы, достаточно сказать, что она почти равна затратам на ежегодную выплату текущих пенсий и почти равна ежегодным расходам на содержание и модернизацию Вооруженных сил. И хотя основные параметры бюджета на будущий год — доходы, расходы, прогноз инфляции и курс рубля — пока правительством не объявлены, и без этого ясно, они будут существенно ниже, чем даже в этом году.

Банк Тинькофф

Об этом можно судить, например, по закладываемым в основной финансовый закон страны показателям дефицита федерального бюджета. «Он составит в следующем году 2,4 процента ВВП, в 2017 году — 1,9 процента ВВП, в 2018 году — 0,7 процента ВВП», — сообщил в четверг министр финансов Антон Силуанов. Мог бы быть и больше, если бы кабинет министров не решился на довольно болезненные для населения меры по сокращению расходов.

Например, на отказе от индексации пенсий нынешних пенсионеров на уровне фактической инфляции кабинет министров рассчитывает сэкономить 2,5 триллиона рублей. Пособия по старости в России в следующем году увеличат, но таким образом, что их покупательная способность все равно уменьшится. Посчитаем. Согласно проекту федерального бюджета, пенсии в следующем году будут увеличены на 5,5 процента, в 2017 году — на 4,5 процента и в 2018 году — на 4 процента. В то же время, по данным Росстата, в этом году накопленная с января инфляция уже составила 8,5 процента. А в следующем, согласно прогнозу правительства, потребительские цены вырастут на 11,9 процента.

Минус 10

На этом, впрочем, плохие новости не заканчиваются. Случайное совпадение или нет, но в проекте есть целый ряд расходных статей, ассигнования которых планируют сократить на 10 процентов. Минус 10 процентов — расходы на оборону. Минус 10 процентов — расходы на зарплаты госслужащих. Денежное содержание им индексировать не будут, да еще сократят штаты государственного аппарата. Одновременно снижается финансирование целого ряда федеральных целевых программ. Некоторые расходы на них теперь будут считаться «условно утвержденными», то есть деньги Минфин будет выделять на них только в том случае, если они в казне появятся.

«Мы считаем, что эти два решения (сохранение расходов бюджета и индексации пенсий и соцвыплат на уровне, утвержденном в действующем законе о бюджете — прим. «Ленты.ру») позволяют нам сбалансировать бюджет, решить вопросы сокращения дефицита бюджета, сохранить резервы, постепенно используя их в 2016-2017 годах. В 2018 году мы не планируем тратить остаток резервов, но и не планируем их увеличивать», — заявил на совещании российский министр финансов.


Таким образом, можно констатировать, что с падением цен на нефть на мировых рынках в России заканчивается и эпоха экономического популизма, когда государство могло себе позволить увеличивать расходы, не обращая внимания на негативные явления в экономике. И в этом нынешний кризис в корне отличается от кризиса 2008-2009 годов. Тогда правительство расходы, наоборот, увеличивало — и в первую очередь как раз их социальную часть.

Например, в 2009 году в рамках антикризисной программы правительство увеличило социальные расходы на сумму, превышающую 700 миллиардов рублей. Расходы на национальную оборону тогда увеличились аж на 23,1 процента, на здравоохранение — на 19,7 процента, на образование — на 24,9 процента... И так далее — что называется, почувствуйте разницу.

При этом добавим, что описанные выше сокращения расходов, судя по всему, не окончательные. Такой вывод можно сделать из заявления премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанного на том же заседании правительства. «Нам необходимы энергичные меры, которые позволят сократить дефицит и ограничить неэффективные расходы, — их еще предостаточно, там есть где работать, есть чем заниматься, есть что сокращать», — напомнил министрам глава правительства.


Одним из таких источников, например, может стать продление пресловутого пенсионного моратория. Пока правительство увеличивает трансферт Пенсионному фонду России на 330 миллиардов рублей, — с учетом того, что с 1 января 2016 года часть взносов будущих пенсионеров вновь будут поступать на их накопительные счета в негосударственных пенсионных фондах, а не идти на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Проще говоря, правительство теперь готово урезать даже будущие доходы россиян, а не только нынешние.

Впрочем, премьер-министр Дмитрий Медведев говорил и о необходимости повышения эффективности государственных расходов. Подсчитать, на сколько это позволит уменьшить траты правительства, вполне возможно. В первую очередь речь идет и о борьбе с практикой завышения сумм контрактов при государственных закупках. Так вот, согласно материалам Счетной палаты, введенная в прошлом году контрактная система при госзакупках пока не обеспечила эффективности этой самой системы.

Если в 2013 году, когда действовал старый закон, экономия бюджетных средств составила семь процентов, то в прошлом она уменьшилась до пяти процентов. Зато в 2014 году чиновники подписали более 2,5 миллиона государственных и муниципальных контрактов общей стоимостью 5,3 триллиона рублей. Если бы экономия составила хотя бы десять процентов, государство получило бы дополнительно 500 миллиардов. Проблема только в том, что для обеспечения такой экономии государству, в том числе правоохранительным органам, придется потрудиться. А вот снизить расходы на оборону или социалку можно сразу — одним росчерком пера.


Константин Угодников
Источник: http://lenta.ru/articles/2015/06/25/bujet/

0 коммент.:

Отправить комментарий