среда, 21 января 2015 г.

Особенности бизнеса в России в 2015 году

Продолжаю анализировать бизнес-ситуацию в России на ближайшее время. Никого не пытаюсь убедить, анализ для себя. Пока что получается, что наибольшие перспективы получает от нынешней обстановки сверхмалый бизнес. Ну а сейчас подробности.

Традиционно производственный бизнес действует по следующей схеме.
1. Арендует производственные помещения (или строит/покупает, но это с экономической точки зрения без разницы).
2. Берет в лизинг или в кредит производственное оборудование (или покупает, но это опять без разницы).
3. Берет в кредит оборотные средства. Причем оборот как правило довольно медленный, доходящий до полугода, а кое-где и того больше.
4. Нанимает работников и платит за них налоги в ФСС, не считая НДФЛ.
5. Поскольку бизнес, как правило, производит крупносерийный товар, то приходится дополнительно тратиться на логистику. Время транспортировки также влияет на скорость оборота и размер оборотных средств.


6. Из-за высокой серийности опять же приходится списывать в убыток нераспроданные остатки серии. Например, на Западе остатки распродают по ценам в 2-3 раза ниже обычных с явным убытком, но просто полка магазина все равно дороже. В России сейчас дороже простой капитала в виде нераспроданных запасов.

Почему покупка и аренда/лизинг/кредит не отличаются. Просто потому, что есть понятие "экономических издержек". Эти деньги, которые предприятие пускает на покупку, оно могло бы как минимум положить в банк и получать проценты за него. Т.е. любой капитал стоит денег и вложение этого капитала в оборудование должно приносить аналогичный доход.

Ну так вот. Мы из этой схемы видим, что традиционно бизнес очень капиталоемок. В этом нет ничего плохого в условиях высокой доступности капитала. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Банки отказывают большинству заявок и даже тем, кого готовы кредитовать, предлагают средства под 25-30%. Правительство обещает субсидировать проценты с таким расчетом, что итоговая ставка будет под 10-13%, но субсидии этой на всех не хватит и даже такой процент очень не маленький.

Кое-кто пугает смертью бизнеса, но это глупость. Бизнес вполне работал при еще более высоких ставках в 90-00-х. Просто сейчас придется бизнесу адаптироваться к новым условиях и снижать свою капиталоемкость.

Во-первых, он будет экономить на аренде недвижимости. Сейчас аренда не сильно поднялась на фоне значительного роста цены на недвижимость, но такая низкая доходность долго продержаться не сможет. Скорее всего либо упадут цены на недвижимость, либо взлетит стоимость аренды. Скорее всего первое.

Во-вторых, предприятия постараются снизить свои расходы на оборудование. Будут предпочитать более дешевые станки или даже в некоторых операциях сделают ставку на ручной труд.

В-третьих, у предприятий будет большой соблазн снизить оборотные средства, т.е. увеличить скорость оборота. А это снижение времени лежания товара на полке магазина, увеличение скорости логистики, сокращение времени рассрочки платежа и т.д.

Крупные предприятия с налогами и штатом работников ничего сделать не смогут более тех оптимизаций, что были произведены ранее. Но для мелкого бизнеса есть способ их сократить путем дробления. То, что раньше производилось в рамках одной фирмы, сейчас есть соблазн раздробить на несколько фирм и воспользоваться льготами для малого бизнеса.

Т.е. мы видим, что уже есть определенные преимущества у малого бизнеса - налоговые льготы, которые дало государство. Среди этих льгот невысокие платежи в ФСС, а также возможность получения налоговых каникул. Но даже на УСН (упрощенной системе налогообложения) небольшие предприятия имеют возможность экономить.


Кроме того, многие мелкие предприниматели не нуждаются в крупных цехах и могут экономить, выполняя работу на квартире, в гараже или на даче. Капиталоемкость на единицу продукции у оборудования мелкого предпринимателя конечно выше, но найти 300 тыс. рублей на станок в условиях дефицита ликвидности в стране проще, чем 3 млн. рублей на станок с производительностью в 100 раз больше. Поскольку производительность оборудования мелкого предпринимателя не высокая, его можно расположить в непосредственной близости от клиента. Значит значительно снижаются логистические издержки. Раз производство находится в непосредственной близости от клиента, то у клиента можно взять и заказ. Т.е. не работать на склад, а потом пытаться сбыть, а наоборот производить только заведомо востребованную продукцию. Этим мы снижаем потери на остатках (меньше риск непродажи), а также увеличиваем скорость оборота средств.

Итого, в нынешних условиях должны получить развитие малые предприятия, которые расположены по всей стране в разных городах и выполняют на недорогом компьютеризированном оборудовании товары под заказ клиентов.

Но нужно отметить еще пару обстоятельств.
Во-первых, таким небольшим бизнесам придется конкурировать с традиционной схемой: интернет-магазинами и крупными торговыми центрами. Тем не менее, у индивидуальных заказов определенно есть свои неценовые конкурентные преимущества. Тем более в регионах с длительной и дорогой доставкой.
Во-вторых, долго такая мануфактурщина вряд ли продержится. Она дает шанс многим начинающим предпринимателям войти на рынок, но рано или поздно доступность капитала увеличится и им придется либо объединяться, либо укрупняться, либо менять бизнес, либо вообще бросать его. Вероятно, через несколько лет возникнет симбиоз традиционного и индивидуального производства: оборудование будет более дорогое и производительное, а регион обслуживания значительно больше, но не настолько, что доставку придется ждать неделями.

Источник: http://zttt.livejournal.com/137481.html

0 коммент.:

Отправить комментарий