суббота, 18 октября 2014 г.

Потребительское кредитование. Финансовый фатализм: как россияне выбирают кредиты

Большинство россиян не тратят много усилий при выборе банка, свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти треть опрошенных (28%) с большей вероятностью согласятся воспользоваться кредитом банка, если тот предлагает свои услуги в торговой точке, автосалоне или риэлторской компании.

Заложники продавцов

Стратегия выбора финансовой организации может меняться в зависимости от вида кредита.

В случае с «длинными» кредитами вроде ипотечного займа или автокредита потребители, по сути, являются заложниками продавца – выбор, который дает автосалон или риэлтор, как правило, невелик. Выбирая из двух-трех банков, заемщик с высокой долей вероятности будет выбирать банк, с которым его уже связывают какие-либо отношения, например, зарплатная карта или вклад. Фактором выбора также может стать и наличие отделения рядом с домом или работой.

При получении POS-кредитов (займах на покупку товаров в магазине) россияне скорее всего выберут тот банк, стойка которого  будет стоять ближе всего к нему в момент принятия решения, или к тому кредитному менеджеру, который сам проявил активность.

Пониженная финансовая грамотность

При этом каждый пятый россиянин (18% опрошенных) не интересуется конкурирующими предложениями банков. Еще 17% затрудняются ответить, как следует себя вести в ситуации выбора банка.

Менее половины участников исследования (49%) ориентируются не на процентную ставку по кредиту, а на общую сумму переплаты. Подобное поведение характерно для людей с высшим образованием, тогда как россияне с начальным и неполным средним образованием в основном довольствуются информацией о процентных ставках.

«Подобная пассивность россиян может объясняться отсутствием понимания того, что они могут обратиться в другой банк, а также своего рода финансовым фатализмом: потребители осознают, что их уровня базовой финансовой подготовки недостаточно для того, чтобы сравнивать предложения разных банков, и, следовательно, нет смысла тратить на это время и силы» - объясняет руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.

Между тем исследование Высшей школы экономики «Мониторинг финансового поведения россиян» показало, что пользование кредитами повышает уровень финансовой грамотности. Россияне, получавшие кредиты за последние три года обычно лучше отвечают на тестовые вопросы по финансовой грамотности, чем те, кто такого опыта не имел.

Александра Краснова

Источник: http://lf.rbc.ru/recommendation/potreb/2014/09/25/244329.shtml

0 коммент.:

Отправить комментарий